Влияние родительских установок на развитие детей. Консультация для родителей

                                                                                       Подготовила: Губицкая И.Н., воспитатель группы «Чебурашка» 

  Воспитывая детей, нынешние родители воспитывают будущую историю нашей  страны, а значит — и историю мира.                                                                                            А.С. Макаренко

           Большинство психологов считают, что психологическое здоровье или нездоровье ребёнка неразрывно связано с психологической атмосферой, или климатом семьи, и зависит от характера взаимоотношений в семье.

Родителям особенно важно понять, какую роль в эмоционально-личностном развитии ребенка играют родительские установки.

Установки возникают повседневно. Одни случайны, слабы, другие принципиальны, постоянны и сильны, формируются с раннего детства, и, чем раньше они усвоены, тем их действие сильнее.

Раз, возникнув, установка не исчезает и в благоприятный для нее момент жизни ребенка воздействует на его поведение и чувства.

Оружием против негативной установки может стать только контрустановка, причем постоянно подкрепляемая положительными проявлениями со стороны родителей и окружающих.

Например, контрустановка «Ты все можешь!» победит установку «Неумеха, ничего у тебя не получается!», но только в том случае, если ребенок действительно будет получать подтверждение своим способностям в реальной деятельности (учение, рисование, лепка, пение и т. д.).

Несомненно, большая часть родительских установок положительна и способствует благоприятному развитию личного пути ребенка. А раз они помогают и не мешают, то и осознавать их необязательно. Это своеобразные инструменты психологической защиты, помогающие ребенку сохранить себя и выжить в окружающем мире.

Примером исторически сложившихся и передаваемых из поколения в поколение положительных установок, охраняющих человека, являются пословицы и поговорки, сказки и басни с мудрым адаптационным смыслом, где добро побеждает зло, а мудрость — глупость, где важны стойкость, вера в себя и свои силы.

Внимательно рассмотрите часто встречающиеся негативные родительские установки, обратите внимание на те последствия, которые они могут иметь для личности ребенка, и научитесь выдвигать контрустановки.

Сделайте так, чтобы негативных было очень мало, научитесь трансформировать их в позитивные, развивающие в ребенке веру в себя, богатство и яркость эмоционального мира.

Негативные установки Позитивные установки
Сказав так: Подумайте о последствиях: И вовремя исправьтесь:
«Не будешь слушаться, с тобой никто не будет дружить…» Замкнутость, отчужденность, безынициативность, подчиняемость, угодливость, приверженность стереотипному поведению. «Будь собой, у каждого в жизни есть друзья!»
«Горе ты мое!» Чувство вины, низкая самооценка, враждебное отношение к окружающим, отчуждение, конфликты с родителями. «Счастье мое, радость моя!»
«Плакса-вакса, нытик!» Сдерживание эмоций, внутренняя озлобленность, тревожность, глубокое переживание даже незначительных проблем, повышенное эмоциональное напряжение, страхи. «Поплачь, будет легче…»
«Вот дурашка, все готов раздать…» Низкая самооценка, жадность, накопительство, трудности в общении со сверстниками, эгоизм. «Молодец, что делишься с другими!»
«Не твоего ума дело!…» Низкая самооценка, задержки в психическом развитии, отсутствие своего мнения, робость, отчужденность, конфликты с родителями. «А ты как думаешь?…»
«Ты совсем, как твой папа (мама)…» Трудности в общении с родителями, идентификация с родительским поведением, неадекватная самооценка, упрямство, повторение поведения родителя. «Папа у нас замечательный человек!» «Мама у нас умница!»
«Ничего не умеешь делать, неумейка!» Неуверенность в своих силах, низкая самооценка, страхи, задержки психического развития, безынициативность, низкая мотивация к достижению. «Попробуй еще, у тебя обязательно получится!»
«Не кричи так, оглохнешь!» Скрытая агрессия, повышенное психоэмоциональное напряжение, болезни горла и ушей, конфликтность. «Скажи мне на ушко, давай пошепчемся!…»
«Противная девчонка, все они капризули!» (мальчику о девочке).
«Негодник, все мальчики забияки и драчуны!» (девочке о мальчике)
Нарушения в психоэмоциональном развитии, осложнения в межполовом общении, трудности в выборе друга противоположного пола. «Все люди равны, но в то же время ни один не похож на другого».
«Неряха, грязнуля!» Чувство вины, страхи, рассеянность, невнимание к себе и своей внешности, неразборчивость в выборе друзей. «Как приятно на тебя смотреть, когда ты чист и аккуратен!»
«Ты плохой, обижаешь маму, я от тебя уйду к другому ребенку!…» Чувство вины, страхи, тревожность, ощущение одиночества, нарушения сна, отчуждение от родителей, «уход» в себя или «уход» от родителей. «Я никогда тебя не оставлю, ты самый любимый!»
«Жизнь очень трудна: вырастешь — узнаешь!..» Недоверчивость, трусость, безволие, покорность судьбе, неумение преодолевать препятствия, склонность к несчастным случаям, подозрительность, пессимизм. «Жизнь интересна и прекрасна! Все будет хорошо!»
 

«Уйди с глаз моих, встань в угол!»

 

Нарушение взаимоотношений с родителями, «уход» от них, скрытность, недоверие, озлобленность, агрессивность.

 

«Иди ко мне, давай во всем разберемся вместе!»

«Все вокруг обманщики, надейся только на себя!» Трудности в общении, подозрительность, завышенная самооценка, страхи, проблемы сверхконтроля, ощущение одиночества и тревоги. «На свете много добрых людей, готовых тебе помочь…»
«Ах ты, гадкий утенок! И в кого ты такой некрасивый!» Недовольство своей внешностью, застенчивость, нарушения в общении, чувство беззащитности, проблемы с родителями, низкая самооценка, неуверенность в своих силах и возможностях. «Как ты мне нравишься!»
«Нельзя ничего самому делать, спрашивай разрешения у старших!» Робость, страхи, неуверенность в себе, безынициативность, боязнь старших, несамостоятельность, нерешительность, зависимость от чужого мнения, тревожность. «Смелее, ты все можешь сам!»
«Всегда ты не вовремя, подожди…» Отчужденность, скрытность, излишняя самостоятельность, ощущение беззащитности, ненужности, «уход» в себя, повышенное психоэмоциональное напряжение. «Давай я тебе помогу!»
«Никого не бойся, никому не уступай, всем давай сдачу!» Отсутствие самоконтроля, агрессивность, отсутствие поведенческой гибкости, сложности в общении, проблемы со сверстниками, ощущение вседозволенности. «Держи себя в руках, уважай людей!»

Естественно, список установок может быть намного больше.

Составьте свой собственный и попытайтесь найти контрустановки, это очень полезное занятие, ведь сказанное, казалось бы, невзначай и не со зла, может «всплыть» в будущем и отрицательно повлиять на психоэмоциональное благополучие ребенка, его поведение, а нередко и на его жизненный сценарий.

  Как часто вы говорите детям?…

• Я сейчас занят(а)…
• Посмотри, что ты натворил!
• Это надо делать не так…
• Неправильно!
• Когда же ты научишься?
• Сколько раз я тебе говорила!…
• Ты сведешь меня с ума!
• Вечно ты во все лезешь!
• Уйди от меня!
• Встань в угол!

  А эти слова ласкают душу ребенка:

• Ты самый любимый!
• Ты очень многое можешь!
• Спасибо!
• Что бы мы без тебя делали?!
• Иди ко мне!
• Садись с нами!..
• Я помогу тебе…
• Я радуюсь твоим успехам!
• Что бы ни случилось, твой дом — твоя крепость.
• Расскажи мне, что с тобой…

Все эти «негативные словечки» крепко зацепляются в подсознании ребенка, и потом не удивляйтесь, если вам не нравится, что ребенок отдалился от вас, стал скрытен, ленив, недоверчив, неуверен в себе.

Не стоит делать его жизнь унылой, иногда ребенку вовсе не нужна оценка его поведения и поступков, его просто надо успокоить. Сам ребенок — не беспомощная «соломинка на ветру», не робкая травинка на асфальте, которая боится, что на нее наступят.

Дети от природы наделены огромным запасом инстинктов, чувств и форм поведения, которые помогут им быть активными, энергичными и жизнестойкими.

Многое в процессе воспитания детей зависит не от опыта и знаний родителей, а от их умения чувствовать и догадываться.

Так догадывайтесь! Успехов Вам и Вашему ребенку!

Обсуждение закрыто.