«Аудиокниги как средство развития навыков речевого общения» Консультация для родителей

Подготовила: Чепурко Е.Н.

воспитатель группы раннего возраста «Курочка Ряба»

Интенсивность использования речи для обмена информацией во многом определяется социально-культурными особенностями для заданной территориально-возрастной группы и индивидуальными особенностями отдельных личностей. В последнее время в области использования речи в обществе наблюдается ряд феноменов, несущих определенную опасность. К ним относятся заметное снижение способности молодежи воспринимать информацию на слух и связно красиво выражать свои мысли, появление так называемого «новояза», ведущего к алгоритмизации речи, и другие. Наряду с этими процессами, в последние несколько лет существенно вырос рынок профессиональных аудиокниг, которые в большинстве случаев представляют собой мастер-класс передачи информации в речи и тренинг аудирования.

Существует общепринятое мнение о том, что родители, которые дают своим детям аудиокниги для прослушивания, лишают их чего-то важного. Это может выражаться в сокращении времени, проводимого родителями со своими детьми, или лишение радости от чтения, но это неправда. Прослушивание аудиокниг с вашим ребенком может хорошо повлиять на развитие его способностей. Существует несколько причин, по которым детские аудиокниги являются отличным средством обучения.

Не все родители – заядлые читатели книг. Когда дети еще маленькие, родители обычно читают детям книги ближе ко сну. Для записи аудиокниги специально нанимаются профессиональные актеры. Их голоса обычно более приятные и спокойные, чем голоса обычных людей. Актеры проявляют большую увлеченность к рассказу. Родители проводят настолько много времени на работе, выполняя семейные и домашние обязательства, что обычно они сильно утомляются и уже не в состоянии читать книжки детям. Если дети слушают кого-то, читающего рассказ с энтузиазмом, они, вероятнее всего, воспримут суть рассказа намного лучше.

Хорошо составленная аудиокнига включает в себя музыкальное сопровождение и звуковые эффекты, соответствующие сюжетной линии рассказа. Это привлечет внимание ребенка и поможет им представить историю и образы лучше, обогащая таким образом свое творческое мышление. Они услышат слова, произносимые правильно, и их словарный запас начнет стремительно увеличиваться. Обычно родители не обращают должного внимания на аудиокниги, но они не понимают, что большинство популярных детских игрушек разговаривают и играют музыку точно так же, как эти книги воспроизводят звук; а ведь родители до сих пор продолжают покупать эти игрушки.

Необходимо развивать способности слухового восприятия у детей в раннем возрасте. Аудиокниги для детей снабдят их этим навыком. Дети понимают, что они должны быть внимательны, чтобы воспринять рассказ полностью, и это важный стимул для них, как только они начнут ходить в школу. Обучение слуховому восприятию в раннем возрасте посредством аудиокниг поможет повысить их внимательность для последующей жизни.

После того, как дети достигнут того возраста, когда они не будут слушать аудиокниги, они придут к мысли, что сами могут прочитать другие рассказы тех же самых авторов, если они заинтересованы в этом. Дети, которые смотрят кино или телепередачи, скорее всего, будет покупать книги с их любимыми героями. Аудиокниги действуют подобным образом. Дети захотят продолжить получать удовольствие от своих любимых героев и авторов. Во всяком случае, аудиокниги для детей помогут освоению чтения.

Преимущества прослушивания детских аудиокниг:

  1. Развитие навыка слухового восприятия.
  2. Аудиокниги способствуют развитию памяти у ребёнка.
  3. Увеличение словарного запаса.
  4. Развитие творческих и музыкальных способностей малыша.
  5. Отсутствие нагрузки на глаза.
  6. Удобство использования.

Но, к сожалению, в мире нет ничего идеального. Недостатки прослушивания детских аудиокниг.

Недостатки прослушивания детских аудиокниг:

  1. Отсутствие навыка визуального восприятия информации.
  2. Недостаток внимания со стороны родителей.
  3. Ухудшение слуха.
  4. Еще один существенный аргумент в пользу природных звуков: ребенок должен уметь определить источник звука. Например, вы гуляете с малышом, и слышите пение птицы. Ребенок вертит головкой, желая увидеть источник звука, и когда находит, показывает туда пальчиком. При слушании любых воспроизводящихсредств звук заранее «статичен»и имеет постоянный источник.

Любой «натуральный» звук в смысле развития слухового восприятия важнее, чем все специально разработанные средства. Ведь в природе есть уникальное разнообразие частот! Лучше слушать чириканье воробьев или бульканье воды, нежели «развивать» слух электронной музыкой.

Помните! Детская аудиокнига должна не заменять чтение, а дополнять его. Не стоит использовать аудиокниги как способ отделаться от ребенка. И по возможности давайте ребенку слушать аудиокниги не через наушники, а через колонки; если вы все-таки используете наушники, они должны быть качественным.

Так что родители должны подумать дважды, прежде чем отбросить идею с прослушиванием детских аудиокниг. Ведь ребенок может извлечь много пользы от прослушивания подобных историй. Они приобретут ценные навыки мышления, слухового восприятия и навыки общения, которые сыграют большую роль в дальнейшей жизни.

Обсуждение закрыто.