Здоровьесберегающие технологии в ДОУ. Группа «Аленький цветочек»

Из опыта работы группы «Аленький цветочек».

Подготовила Лукьянова В.М.

«Я здоровым быть могу, сам себе я помогу»

 

IMG_0903

Единственная красота,

которую я знаю – это здоровье

 Г. Гейне

     Здоровье – одна из главных ценностей жизни. Каждый ребёнок хочет быть сильным, бодрым, энергичным: бегать, не уставая;  кататься на велосипеде, плавать, играть с ребятами во дворе, не болеть. Плохое самочувствие, болезни являются причинами отставания в росте, неудач в образовательной деятельности, в играх, спорте.

Формирование здорового образа жизни занимает важное место в нашем  ДОУ. И если мы научим детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять своё здоровье, и будем личным примером демонстрировать здоровый  образ жизни, то и будущее поколение будет более здоровым, развитым не только физически, но и личностно, интеллектуально, духовно.

Здоровьесберегающая технологияэто система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития.

Виды здоровьесберегающих технологий   в  дошкольном образовании:

  • Медико-профилактические: фитотерапия, витаминотерапия, фитонцид-терапия, ароматерапия, корригирующие гимнастики, массажи и самомассажи .
  • Физкультурно-оздоровительные: гимнастики —  для глаз, дыхательная, пальчиковая, корригирующие , подвижные и спортивные игры, динамические паузы, гимнастики-побудки, технология обучения ЗОЖ, физические упражнения, массажи и самомассажи, закаливающие процедуры.
  • Технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка: психо-гимнастики,  игротерапия, проблемно-игровые тренинги, коммуникативная игра, арт-терапия.

Из направлений арт-терапии используем следующие:  технологию музыкального воздействия (музыкотерапия), сказка-терапию,   игра-терапию,  цвета-терапию,  смеха-терапию,  песочную терапию.

Используем стационарное оборудование для укрепления здоровья, предлагая выполнять на них различные упражнения. В данном случае — лабиринт. Бегаем в нём, перелезаем, подлезаем,  отжимаемся, перебрасываем через него  мячи, шишки и т.д.

На турниках можно повисеть,  покачаться, полазить. Вызывают интерес у детей и канаты.

Рисунок5

Для профилактики плоскостопия, сколиоза, сутулости,  подобрали и используем  для упражнений разнообразный спортивный  материал и  нетрадиционное оборудование из бросового материала.

Мешочки с песком, с гречишной соломой, крышки разного размера, карандаши, каштаны, морскую гальку, ванночки с фасолью, грецкими орехами.

Массажные коврики, шнуры, мячи разного размера, диски,  гимнастические палки, обручи, скакалки, кегли, кубики, кирпичи.

Упражнения профилактики плоскостопия с использованием шнура, платочков, крышек, карандашей, гимнастических палок.

Рисунок9

 

Для профилактики простудных заболеваний и укрепления здоровья детей  наряду с традиционными формами оздоровительной  работы  проводим с детьми самомассаж рук и ног, головы, точечный массаж   (автор А. И. Уманская).

IMG_1057

 

Самомассаж головы:  воздействие на активные точки на голове, которые улучшают ток крови.

Зрительные паузы  и массаж глаз помогает детям снять усталость, напряжение, улучшает обмен веществ в тканях глаза.

 

 

Ежедневно в своей работе с детьми используем  пальчиковые игры. Систематические упражнения для пальцев рук  являются мощным средством повышения работоспособности головного мозга.

В группе имеется картотека стихов, сопровождающих упражнения пальчиковых гимнастик, комплексы зрительных, дыхательных, корригирующих гимнастик, гимнастик-побудок, физкультминуток, динамических пауз,подвижных игр.

Самомассаж рук  оказывает  благотворное воздействие на внутренние органы, выходящие на биоактивные точки пальцев: сердце, легкие, печень, кишечник. Вызывает ощущение легкости, внутренней радости

Интересные игры не только укрепляют детей физически, но и поднимают настроение.

“Дартс” способствует развитию глазомера,  меткости.

Рисунок20

 

Рассказываем детям о пользе комнатных растений, приучаем ухаживать за ними. Объясняем им, что растения подавляют жизнедеятельность опасных микроорганизмов, повышающих бактерицидную энергию воздуха, очищают  воздух, а мы знаем, что свежий воздух улучшает состояние здоровья, излечивают многие заболевания. Дети узнали какие растения  способствуют оздоровлению  — это: фикус, герань, хлорофитум.

Фитонцид-терапия, арома-терапия, фитотерапия повышают иммунитет детей, предупреждают  вирусные заболевания, передающиеся воздушно-капельным путём.

Знакомим детей с лекарственными растениями близкого окружения.  Дети  узнают ромашку, одуванчик, крапиву, подорожник  и рассказывают, как можно лечиться этими растениями, что  лекарственные растения помогают человеку победить болезнь, ими лечатся   животные и птицы.

 

Оздоровительные силы природы имеют огромное значение для здоровья детей:

  • Регулярные прогулки на свежем воздухе;
  • Экскурсии;
  • Походы;
  • Солнечные и воздушные ванны;
  • Водные процедуры;
  • Фитотерапия;
  • Витаминотерапия;
  • Закаливание.

Ребенок дошкольного возраста должен ежедневно находиться на улице не менее трех часов.

Большое внимание уделяем гигиеническим средствам оздоровления, так как они содействуют укреплению здоровья и стимулируют развитие защитных сил организма, а именно:

  • Личная гигиена
  • Проветривание помещений
  • Комфортный температурный режим
  • Влажная уборка
  • Режим питания
  • Обучение детей элементарным приемам здорового образа жизни
  • Ограничения уровня учебной нагрузки во избежание утомления.

Активно способствуем  привитию норм личной гигиены с самого раннего детства.

Рисунок1

 

В нашей работе стараемся бережно относится к нервной системе детей, учитывать их индивидуальные особенности и интересы, по возможности предоставляем свободу выбора и волеизъявления, создавать условия для самореализации, ориентируемся на зону ближайшего развития детей.

Активно работаем с родителями, так как  только в совместной работе с родителями мы можем прийти к хорошим результатам.  Приглашаем их на совместные спортивные соревнования и праздники, экскурсии.

Через экскурсии в лес с родителями,  прогулки, походы, игры на свежем воздухе, развлечения дети получают необходимый опыт, учатся исследовать, наблюдать и заботиться о своем здоровье.

В лесу дети получают солнечные и воздушные ванны, что благотворно действует на весь организм, повышает тонус нервной системы и увеличивает сопротивляемость организма к простудным заболеваниям.

На родительских собраниях, индивидуальных консультациях,  информационных стендах предлагаем  картотеки различных гимнастик,  советуем  правильно оценивать здоровье детей , что помогает приобщать и родителей к здоровому образу жизни.

Обсуждение закрыто.